Социальное партнерство в сфере труда — основа корпоративной социальной ответственности

Государство должно выстраивать баланс между развитием рыночных отношений, с одной стороны, и вопросами социальной справедливости, — с другой… В этом смысле профсоюзы должны быть одним из важнейших инструментов достижения этого баланса.  Социальное партнерство — это и взаимная ответственность и работодателей, и работников, и, еще раз повторю,  — их объединение (Президент Российской Федерации В.В. Путин)

Главным требованием к бизнесу государство определяет сегодня его социальную ответственность. Глава государства В.В. Путин называет социальную ответственность предпринимателей «абсолютной обязательной составляющей участия в производственном процессе». Понятие социальной ответственности предусматривается международным стандартом ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». В соответствии с этим стандартом предусматривается ведение коллективных переговоров по подготовке и подписанию коллективных договоров, соглашений.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) является сегодня одним из краеугольных камней, определяющих стратегию и бизнес-планирование для многих ведущих компаний во всем мире. Корпоративная социальная ответственность крупных компаний формируется по двум основным направлением — внутренняя социальная политика и внешняя социальная политика.

Внутренняя корпоративная социальная политика — социальная политика, проводимая для работников своей компании.

Действенным механизмом формирования условий для повышения уровня внутренней корпоративной социальной ответственности бизнеса является институт социального партнерства, в основе которого — диалог и взаимовыгодное сотрудничество работодателей и профсоюзов. Вопросам социального партнерства в сфере труда посвящен целый раздел Трудового кодекса Российской Федерации, занимающий первостепенное место в Законе.

Прогрессивно мыслящая часть предпринимателей России принимает этику социальной ответственности бизнеса, осознает, что социальная ответственность в бизнесе — это обязательное условие его развития, а построение отношений с представителями работников — профсоюзами на принципах социального партнерства — главный инструмент повышения уровня социальной ответственности компании.

Мировой опыт доказывает, что там, где социальное партнерство развито, где принципы социальной справедливости и солидарности лежат в основе взаимодействия представителей работников, работодателей и государства, там наблюдается устойчивый рост экономики и благосостояния граждан. Кроме того, социально ориентированный бизнес живет не одним днем, действует с перспективой. Он инвестирует в самое главное достояние любой экономики — человеческий потенциал. В результате ставка делается не на снижение стоимости продукции за счет сокращения цены человеческого труда, а на повышение качества и функциональности товаров и услуг, благодаря развитию интеллектуального потенциала работников и организации в целом.

Официальные документы

Актуальные публикации 

Презентации