В конце минувшего года Президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса (в связи с аварией на шахте «Листвяжная»).
В частности, Правительству было поручено рассмотреть вопросы о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся установления обязанности работодателей обеспечивать профессиональным союзам возможность осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за выполнение ими условий коллективных договоров, соглашений, а также установления ответственности работодателей за воспрепятствование осуществлению профсоюзного контроля.
Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации поручено обеспечить внесение в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) изменений, предусматривающих усиление ответственности работодателей за нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах.
Учитывая важность поручений Президента РФ, а также их социальную значимость Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) направила в Минтруд России свои предложения по изменениям и дополнениям в Трудовой Кодекс РФ.
В подготовке предложений принимала активное участие и Московская Федерация профсоюзов в лице Технической инспекции труда. Предварительно предложения МФП были рассмотрены на заседании Совета Технической инспекции труда МФП и направлены в ФНПР. Одно из предложений Федерации – повысить статус коллективных договоров и соглашений. В статью 48 ТК РФ предлагается внести дополнение о том, что не допускается отказ от присоединения к соглашению для работодателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты или отнесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или его территориальным органом к категориям высокого, значительного или умеренного риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
На заседании рабочей группы по совершенствованию трудового законодательства заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев отметил, что были обсуждены меры по регулированию заработной платы и обеспечению контроля за охраной труда, в том числе профсоюзного контроля.
«Мы договорились о том, что подготовим поправки в Трудовой Кодекс, расширяющие перечень вопросов, которые будут регулироваться через коллективные договоры и соглашения. Сами эти договоры станут обязательными к исполнению» — сказал Андрей Исаев.
По его словам, если соглашение по отрасли было подписано объединениями работодателей и профсоюзом и зарегистрировано в Минтруде, оно будет распространяться на все предприятия данной отрасли, независимо от участия в его принятии конкретных работодателей.
«Право контролировать исполнение данных соглашений сегодня дано только профсоюзам и объединениям работодателей. Мы предлагаем также дать это Минтруду и Рострудинспекции для того, чтобы выполнение норм охраны труда и выплаты заработной платы проходили в соответствии с договоренностями, достигнутыми между профсоюзами и работодателями», — подчеркнул Исаев.
ФНПР также предложили внести ряд дополнений в статьи 133 и 134 ТК РФ. Предлагается внести следующие дополнения: «месячное вознаграждение за труд в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда», а также «повышение уровня реального содержания заработной платы осуществляется ежегодно в течение первого квартала каждого года не ниже индекса потребительских цен за прошедший год».
Важные изменения предложено внести в статью 147 ТК РФ, которая устанавливает конкретные доплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
В действующей редакции этой статьи говорится только о минимальной доплате. Она составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Работникам, которые трудятся во вредных условиях, предлагается установить следующие доплаты:
- класс 3.1 – не менее 10% тарифной ставки,
- класс 3.2 – не менее 15 % тарифной ставки,
- класс 3.3 – не менее 20 % тарифной ставки,
- класс 3.4 – не менее 25 % тарифной ставки,
- за работу в опасных условиях труда (класс 4) – не менее 30 %.
Профсоюзы уже неоднократно заявляли, что ныне действующая система доплат за работу во вредных условиях труда несправедлива, и требует серьезной корректировки.
Также ФНПР предлагает значительно изменить полномочия Государственной инспекции труда. По предложению профсоюзов деятельность и осуществление Федерального государственного контроля должны быть выведены из-под требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, и определяться ратифицированными Российской Федерацией Конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными Федеральными законами, а также Постановлениями Правительства РФ.
Принятие данного предложения значительно повысит статус госинспектора труда в осуществлении контрольной деятельности, будет способствовать реальной защите прав работников.
Вносится также предложение в статью 377 ТК РФ – она дополняется следующим обязательством работодателя: «работодатели обязаны обеспечить доступ представителям профсоюзов, профсоюзным инспекторам труда на территорию предприятия, в помещения и на рабочие места, подлежащие профсоюзному контролю за соблюдением работодателями и их представителями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений, законодательства о профессиональных союзах.
Кроме того, ФНПР предложила установить в КоАП РФ ответственность по трем составам правонарушений:
- за нарушения законодательства о профсоюзах;
- за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов, в том числе их инспекций труда;
- за невыполнение требований профсоюзов и их инспекций труда.
Источник: Московская Федерация профсоюзов